Великолепная «Четверка» от Indian, привет из 40-х

Великолепная «Четверка» от Indian, привет из 40-х
Интервью с Вячеславом Шеяновым про Indian Four 1940 года и не только.

В модели 1940 года Indian 440 были воплощены все изменения в конструкции мотоцикла, разработанные инженерами Indian во главе с Артуром Лемоном (Arthur Lemon). Из существенных модификаций отметим утяжеленную раму, двухчастный бензобак, пятиточечное крепление коленвала, попарно-литые цилиндры, хромированные выхлопные трубы, особая конструкция задней подвески, с использованием винтовой пружины, множественные изменения в дизайне крыльев и типе шин. За дополнительные 50 долларов можно было установить зажигание от «магнето».

Все эти нововведения, совмещенные с увеличившейся массой, вывели плавность хода на новый уровень. Четверка никогда не позиционировалась как внедорожный мотоцикл (основная причина – открытый картер), компания Indian рекомендовала ее скорее как комфортное, мощное транспортное средство для путешествий по шоссе, способное развивать скорость до 160 км/ч.

— Как у вас появился данный отборный экземпляр от Артура Лемона?

Долгая и интересная история; модель эта входит в периметр коллекционирования Мотомира, который поставил себе целью собрать существовавшие на планете Земля мотоциклы определенного рода, из выпускавшихся в 30-е  —  40-е г.г. А это очень непростая задача. Ведь в то время в мире было 16 стран, обладавших соответствующей компетенцией, в которых 267 производителей выпускали 1 809 моделей (!) Мотомир определил для себя, что в коллекции необходимо засоседствовать ВСЕ мотоциклы, обладавшие мощными моторами (750 см³ и более).

Исследование данного вопроса показало, что в классе 750 см³ было 29 моделей, 800 см³ — 6 видов мотоциклов, на ниве тысячекубовых машин производители смогли выдать на-гора 27 видов мотоциклов, а в классе свыше 1000 см³ — 9. Как раз в последнюю группу и попадает Indian Four с двигателем в 1 265 см³, а какие соседи в этой самой «тяжеловесной» элите с магической цифрой «выше 1000»?! Они, кстати, все в коллекции Мотомира есть: здесь и Brough Superior 1150 с Royal Enfield KX  из Великобритании, достойные представители Америки с ее извечной тягой ко всему большому: Indian Chief 74  и Harley Davidson с двумя моделями U и UH; неожиданный польский Sokol, а также загадочные «японцы» Rikuo type 97 и Kurogane.

Очень интересным было сравнение, где то вычитанное мною, что Indian Four стоил как два полновестных автомобиля «Шевроле». Мне все нетерпелось узнать, что это за «зверь» такой, который удавалось продавать доверчивым покупателям как подмену пары так нужных в хозяйстве четырехколесных друзей.

Indian Four стоил как два полновесных автомобиля «Шевроле». Indian Four стоил как два полновесных автомобиля «Шевроле».

А дальше, как говорит герой одного известного фильма: «Главное видеть цель, не видеть препятствий и верить в себя»; после ожесточенной торговли и придирчивого осмотра «четверка» проделала путь из за океана прямо в Петра-Дубраву (Самарская область).

— Какие первые вложения были произведены после приобретения?

Не было особых вложений. Американцы, вопреки расхожему мнению, ребята «рукастые» и мотоцикл был сделан хорошо, ну а толстый слой шпаклевки на местах, которые по уму нужно бы было «править», мы относим на широту характера наших заокеанских друзей. Разве что при перевозке «притерлась» фара, доободрали бок коляски. Слаженная команда механиков Мотомира быстро устранила эту досадную помеху. Было залито масло и бак заполнен бензином, а дальше, как говорится «с полупинка» мотоцикл ожил.

— В недавнем интервью Вы рассказали о Zündapp интересную историю, может быть есть и у Four то что ему прибавляет ценности?

Американцы рассказывали нам, что в начале 60-хх именно этот Индиан «ходил» под Элвисом Пресли. Я усомнился, прекрасно зная страсть «короля рок-н-ролла» к Харлеям, но история такова, что в 1964 г. снималась знаменитая картина «Viva Las Vegas», и женскую роль в ней исполняла молодая американка шведского происхождения Энн-Маргрет, которая питала неженскую страсть к мототехнике (по слухам у нее было аж 9 мотов!) и парочку частенько видели на Индиане. Осматривая его широченную коляску понимаю – удобно и история вполне могла быть правдой!

Великолепная «Четверка» от Indian, привет из 40-х - 3

— Какую максимальную скорость удавалось развить после приведения в рабочее состояние?

Мотомир, помимо научного подхода в подборе коллекции, также питает просто жуткую страстью к практическим аспектам применения мототехники. В 2013 г. на «Волхонской версте» в Санкт-Петербурге мы разогнали нашу «голубую ракету» аж до 128 км/час, Ваш покорный слуга сам тому прямой свидетель, ибо был за рулем. Дальнейшим скоростным рекордам помешал пассажир коляски, нервно напевавший «каскадеры, каскадеры, пусть живет у вас романтика в сердцах», а потом истошно завопивший: «Хватит!».

— Мы понимаем, что тяжеловес достаточно долго колесит просторы, но все же на данный момент какие детали приходится менять чаще всего?

На том веку, что индеец находится в коллекции Мотомира нам ничего менять не приходилось, удачно сконструированная и на редкость добротная машина!

— Какие не оригинальные детали стоят в данный момент?

Как обычно, на эксплуатирующейся машине, все «резинки», включая шины, проводку, топливо и маслопроводы – не аутентичные, хотя являются и точными копиями соответствующих запасных частей. Еще на нашем красавце новодельный глушитель и естественно окраска и хромировка.

— Кто изготавливал детали?

Увы, сие покрыто мраком тайны, однако при необходимости замены одна дорога – в Манхайм!

— Можете сравнить любой из ваших нынешних мотоциклов с «Четверкой» с точки зрения ремонта пригодности, эргономики, эстетики.

Совершенно особый характер у Индиана. Вообще у нас несколько «четверок»: Puch P800,  Zundapp 800KW,  Ariel Square four, Nimbus 750,  Mathless silver hawk. Парад-алле получается: Австрия, Германия, Дания, трижды (!) Англия и США. Если вдуматься, то мотоциклы этого типа были своеобразным элементом престижа производителя, страны, если хотите. С утилитарной точки зрения, избыточность технических решений в «четверках» явно видна! Чем, если не «колочением понтов» объяснить серию аж в … 10 штук четырехцилиндрового Brough Superior BS-4, экземпляр которого занял достойное место в экспозиции Мотомира. Итак, сама цель инженеров в проектировании «четверок» была эстетика, поэтому с этой точки зрения современным мотоциклам «старички» дадут фору (Да уже и дали ее да какую! Скоро будет под сотню лет как!). Эргономика абсолютно не мотоциклетная! Индиан тяжелый аппарат, очень мощный и только для … настоящих мужчин. Сначала сбивает с толку (и очень сильно) ручка газа, расположенная с левой стороны; ножное сцепление также слева, но не «харлеевского» типа, а автомобильного! Настоящая педаль сцепления! После привыкания к столь необычной арматуре управления – восторг от езды не сравнить ни с чем, под тобою настоящий автомобиль, но понимаешь, что едешь на мотоцикле! Круто! Незабываемо!

Великолепная «Четверка» от Indian, привет из 40-х - 7

— Если убрать разницу во времени и сравнить Indian Four с одним из ваших современных мотоциклов, не кажется ли Вам что старые мотоциклы были надежней?

Отличный вопрос . Философский и абсолютно … ретромотоциклетный.

По моим ощущениям «старички» — они как будто … живые.

Не знаю чем объяснить это; думаю с технической стороны дела такие мысли возникают из за механической связи водителя с двигателем и коробкой передач, везде же тросики и карбюратор все-таки льет бензин, а не впрыскивает под высоким давлением как инжектор. Немаловажным фактором для меня является возможность «выкрутить» всю имеющуюся мощность у мота до донышка. С современными аппаратами такие штуки нельзя проделывать постоянно, … сбросит «железный конь».  Конечно же ретро-мотоциклы не надежнее, нежели современные, да и куда убрать почти 100 лет технического прогресса и впечатляющих достижений в металлообработке, промышленности конструкционных материалов, химии присадок. Но при чем здесь надежность, когда едешь тем же маршрутом на BMW HP 2 и думаешь о делах. На Индиане прислушиваешься к двигателю, поглядываешь на датчик давления масла, постоянно помнишь, что ручка газа слева, одним словом: красота!

— Хотелось бы сравнить с одним из мотоциклов 30-х, 40-х годов производства Советского Союза например м-75 или м-80, с точки зрения характеристик, удобства, ремонтопригодности, выносливости и эстетики.

Хороший вопрос. Я, как внутренне структурированный человек, не раз сравнивал и продолжаю сравнивать иностранную и советскую мототехнику. Проделываю это в порядке получения удовольствия и «накрутил» не одну сотню километров на мотораритетах. В коллекции Мотомира есть несколько советских мотоциклов (а точнее говоря есть ВСЕ советские серийные мотоциклы 30-х, 40-х г.г., за исключением малокубатурных ИЖей, очень схожих с Л-300, да полумифического Л-600, двухцилиндрового пожарного мотоцикла, выпускавшегося в Ленинграде в середине 30-хх, серией аж в 223 штуки). Среди советского аспекта линейки Мотомира я бы выделил уникальные М-73. Прототипы мотоциклов с приводом на колесо коляски, которые должны были прийти на смену легендарному М-72. Конструкции были созданы Горьковским мотоциклетным заводом на базе шасси М-72 и оснащены как стандартным четырехтактным двигателем с нижним («боковым» в англоязычной терминологии) типом расположения клапанов, так и прогрессивным двигателем той же кубатуры (750 см³), но верхнеклапанным. Вот с последним мотоциклом я бы и хотел сравнить «великолепную четверку» Индиана.

Великолепная «Четверка» от Indian, привет из 40-х - 5

Строго говоря, индеец этой модели не совсем мотоцикл, а если и является таковым, то относится к оооочень тяжелому классу. Комфорт от езды грандиозный, но только на идеальных дорогах и, повторюсь, ощущения скорее «автомобильного» плана. Здесь все, необычный звук двигателя, мощность мотора, которая вкупе с «мотоциклетными» тормозами заставляет собранно относиться к поездке. Другое дело М-73! Просто легкая кавалерия какая то, плавность хода и эластичность – потрясающие! А когда съезжаешь на проселок, то понимаешь: где его настоящая стихия! Мотомир организовывал в сентябре 2014 г. «Никольский ретро тест-драйв», Ваш покорный слуга в силу непоседливости характера, после окончания основного мероприятия, когда колонна из мотоциклов чинно проехала 50 км. в течение дня по живописным «грунтовкам» Подмосковья, преодолел ту же дистанцию на «верхнеклапаннике» М-73 за … час. Потрясающе, он «глотал» все неровности и ямки на проселке как корабль в море, никакого дискомфорта, море удовольствия! Два пассажира по окончанию поездки не потирали ушибленные бока, как можно было бы ожидать, а наперебой пели дифирамбы плавности хода мотоцикла и … мастерству водителя.

Конструктивные и эксплуатационные отличия обширны. Автомобильная основа Индиана – это основа надежности, все-таки конвейер был изобретен в США и Генри Форд – американец. Чего греха таить, неопытный водитель на М-72 (двигатель на М-73 практически повторяет проверенную классику) достаточно легко может «подогреть» мотор, а там и поршень «прихватит», а то и подшипники коленвала рассыпаться могут. Совет один – правильно выбирайте скоростной режим поездки, помните, охлаждение воздушное! Но ремонтопригодность сравниваемых мотоциклов – небо и земля. Уж если Вы умудрились «поймать клинА» на Индиане, затраты на ремонт будут значительно выше, а время, и то что характеризуется широким русским определением «геморрой» вообще безмерны, здесь американец вчистую проигрывает.

Безусловно, кто то может сказать – разные классы, разная типология, некорректное сравнение и отчасти будет прав; мы – практики – оперируем наличествующей техникой, а не теоретически-книжными спорами.

Даже речи не идет о том, что на стоимость одного Индиана можно было приобрести 3 (!) М-73,Мотомир на практике показал, что различие между мотоциклами в плане повседневной эксплуатации есть, но если брать дорожно-асфальтную историю, то это 10-20-30 %, а на проселке (грунтовом шоссе) русский мот вне конкуренции, и даже не из-за своих военных корней, а, думаю, в силу лучшего сочетания мощности, веса, габаритов. Конечно, с точки зрения понта, который как широко известно «дороже денег», против  Индиана все вокруг, что «плотник супротив столяра»! (А.П.Чехов – кладезь метких сравнений), но в том то и состоит парадокс, русские инженеры оказались более практичными, педантичными, расчетливыми… Не узнаете характеристики? Это же всегда говорят о гордых германцах! Ан нет, Мотомир, сравнивая мотоциклы всей планеты, решил свою «теорему ФермА», ровно те же самые характеристики можно дать советской технике тех лет в сравнении с … немецкой! Так кто тогда были настоящие «немцы» в плане инженерии?! Мотомир просеивая пустую руду истории отыскивает настоящие самородки!  Но это уже совсем другая история и сюжет для следующего репортажа.

Фото из записи

Комментарии

  1. Всеволод

    Впечатляющий мотоцикл! Интересный рассказ про коллекцию. Неужели где то можно реально прокатиться на любом мотоцикле из 30-хх?

4 × = тридцать шесть

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>